C 20 июля до 20 августа скидка на все консультации 30% ! Обьяляется набор в группу Помощь женам алкоголиков

Про детские страхи – как с ними справиться

детские страхи - как с ними справиться

Все мы время от времени испытываем страх или тревогу. Это естественно. Детские страхи – как с ними справиться? Но иногда они не проходят сами собой и мешают жить полной жизнью. У детей из-за тревожности и страхов появляются проблемы дома, в школе, в отношениях с друзьями. Родителям трудно понять, как правильно себя вести в такие моменты.

про детские страхи - как с ними справиться

Многие родители чувствуют себя виноватыми в том, что ребенок испытывает тревогу и страхи, и часто спрашивают, не стали ли они причиной проблемы, не усугубили ли ее.

«Поверьте моему опыту: повышенная тревожность и страхи у детей редко возникают по какой-то одной причине, существует много факторов, способных спровоцировать их у детей.»

Содержание
  1. Детские страхи – их особенности
  2. 1. Фобия или детские страхи
  3. Социальная тревожность
  4. Генерализованная тревога и детские страхи
  5. Сепарационная фобия – или детские страхи отделения
  6. Влияние страхов на социальную жизнь
  7. Влияние на успеваемость
  8. Влияние на настроение
  9. Что мешает детским страхам уйти
  10. Детские страхи – как от них избавиться
  11. 5 шагов
  12. Шаг 1: ставим цель
  13. Проблемы и их решения – детские страхи
  14. Шаг 2: определяем, чему предстоит научиться и что важно осознать ребенку
  15. Чего боится ребенок
  16. Самое важное
  17. Шаг 3: поощряем самостоятельность – детские страхи
  18. С чего начать
  19. Как добиться наилучших результатов
  20. Шаг 4: разрабатываем план
  21. Пошаговый подход
  22. Шаг 5: находим решение – детские страхи
  23. Дополнительные стратегии 1: как справиться с беспокойством и детские страхи
  24. Дополнительные стратегии 2: как справиться с физиологическими симптомами тревоги.
  25. Взрослые и детские страхи

Детские страхи – их особенности

Детские страхи – как с ними справиться? Если страхи у ребенка не проходят, когда опасность миновала, или угрозы вовсе не было, то они становятся источником проблем. Беспокойство овладевает мыслями: ребенку постоянно кажется, что произойдет худшее и он не сможет с этим справится.

Реакция на тревогу и страх могут причинять и физический дискомфорт. Тревожные дети часто жалуются на спазмы в животе, в мышцах или на головные боли.

Детские страхи – как с ними справиться? Наконец, если ребенок постоянно чувствует себя на грани, это очень изнуряет. Страхи мешают заниматься тем, что свойственно детям его возраста, и получать от этого удовольствие.

Посмотрите видео (всего 10 мин)

У каждого ребенка свои страхи. Помимо этого страхи делятся на следующие категории:

  1. фобия, социальная тревожность (боязнь взаимодействия с людьми)
  2. генерализованная тревога (стойкая беспредметная тревога)  
  3. сепарационная фобия (боязнь разлуки).

 Чаще всего у ребенка смешиваются несколько категорий страхов. Расскажем подробнее о каждой категории.

1. Фобия или детские страхи

Детские страхи – как с ними справиться? Непроходящий страх  перед конкретным местом, объектом или ситуацией называется фобией. Речь идет о чрезмерной боязни чего-либо: ребенок этого избегает или испытывает крайний дискомфорт, сталкиваясь с объектом страха, местом или ситуацией. Типичные страхи, которые мы наблюдаем у детей в моей практике – боязнь собак, уколов, высоты, рвоты и тому подобное.

Социальная тревожность

Это означает, что ребенок беспокоится из-за множества причин. Боится сделать что-то постыдное или что окружающие сочтут его глупым, будут думать о нем плохо, или реагировать как-то не так.

фобия

Из-за этого ребенку трудно находится среди других людей – например, ходить в школу, общаться со сверстниками. Кроме того ребенку страшно поднять руку на уроке или высказаться прилюдно.

«Дети, испытывающие социальную тревожность, чувствуют себя совершенно свободно среди тех, кого хорошо знают, но стараются избегать малознакомых людей и испытывают страх в непривычных ситуациях.»

Генерализованная тревога и детские страхи

Детские страхи – как с ними справиться? Это стойкое состояние, при котором, при котором ребенок чрезмерно беспокоится без причины. Беспокойство связано  с целым рядом проблем, а не с какой-то одной.

В числе типичных – события, происходящие в мире (например, теракты), успеваемость, отношения с друзьями, недопонимание, здоровье – как собственное, так и окружающих.

генерализованная тревога

Тревога часто сопровождается недостаточной концентрацией внимания, мышечными болями, проблемами со сном, раздражительностью и усталостью.

Это может помешать ребенку получать удовольствие от занятий дома, в школе, семье, с друзьями.

Генерализованное расстройство часто проявляется несколько иначе, чем другие проблемы, связанные со страхами: больше заметна тревога и меньше – стремление избегать общения.

Сепарационная фобия – или детские страхи отделения

Детские страхи – как с ними справиться? Некоторым детям крайне сложно расставаться с родителями или другими близкими. Часто это связано со страхом больше никогда не увидеться. Возможны также опасения, что если родителей не будет поблизости, то ребенку причинят вред, например, украдут или сделают больно.

Распространено и беспокойство, что с самими родителями что-то случится. Эти страхи мешают ребенку жить обычной жизнью: ходить в школу, встречаться с друзьями, посещать кружки и секции.

Влияние страхов на социальную жизнь

В детстве дружба необходима. Детские страхи – как с ними справиться? Когда страхи заставляют ребенка отказываться от дружбы в школе или от других социальных возможностей, он попадает в замкнутый круг.

Посмотрите видео (всего 12 мин)

 Потому что в его среде постепенно происходят изменения, а он не в состоянии к ним приспособиться из-за своих страхов. Замкнутый круг. Формируемый при самоизоляции ребенка в школе.

Влияние на успеваемость

Как правило у тревожных детей, имеющих страхи больше трудностей с учебой. Детские страхи – как с ними справиться? Беспокойство мешает им полностью раскрыть свой потенциал. Ребенок попадает в замкнутый круг, где отсутствие просьб о помощи, трудности с концентрацией внимания и усвоением новой информации или даже пропуски уроков приводят к проблемам с успеваемостью. Низкие оценки в школе еще больше повышают тревожность и страхи.

Замкнутый круг, возникающий, когда ребенок боится обратиться за помощью в школе. Замкнутый круг, появляющийся, когда страх мешает запоминать и концентрировать внимание на уроках.

Влияние на настроение

Некоторые дети, страдающие серьезными тревожными расстройствами и страхами страдают от плохого настроения или депрессии.

Это проявляется потерей интереса к обычным делам, плаксивостью или раздражительностью, чувством бесполезности и физиологическими симптомами вроде плохого аппетита и проблем со сном. Детские страхи – как с ними справиться?

сепарационная фобия

Стратегии, описанные во второй части этой статьи следует применять, чтобы избавиться от плохого настроения, и помогают ребенку относится лучше к самому себе, дарят возможности делать то, что ему по душе.

На страхи детей влияют множество факторов: родители, генетика, окружения, обстоятельства и др.

Самый важный вопрос не в том что вызвало страхи, а в том, что мешает ребенку от них избавиться.

Что мешает детским страхам уйти

Ранее мы описали три основных аспекта тревоги и страхов:

  1. Тревожные ожидания;
  2. Физиологические симптомы;
  3. Тревожное поведение

Это ключевые компоненты самой тревоги и они взаимосвязаны.

  1. Тревожные ожидания.

Когда дети испытывают  тревогу или страх, их преследуют следующие мысли.

Первый тип – мысли, связанные с угрозой: дети переоценивают вероятность чего-то плохого, например, думают, что плохо выполнят тестовое задание.

сепарационная фобия

Второй тип – мысли о том, как выйти из ситуации: дети склонны недооценивать себя, предполагая, что не смогут справиться. Например, если они испытывают трудности с тестом, то заранее представляют, как запаникуют, опустят руки и расплачутся.

Это тупиковый образ мыслей: дети замечают из происходящего вокруг только то, что соответствует их ожиданиям, и не видят то, что в них не вписывается

Такая ситуация дает детям узнавать что то новое. Детские страхи – как с ними справиться?

Исследования доказали, что формирования представления о себе как о человеке, способном справиться с проблемами, имеет особое значение для борьбы детей со страхами.

  • Физиологические симптомы.

Страхи ребенка могут вызывать следующие физиологические симптомы:

  1. Учащенное сердцебиение;
  2. Потные ладони;
  3. Раздражение желудка и кишечника (тошнота, вздутие и болезненные ощущения)

Эти симптомы вызывают дискомфорт и могут усугублять тревогу и страхи.

Если ребенок интерпретирует физиологические симптомы как признак того, что с его телом что то не так, то он вероятно, еще сильнее испугается и захочет держаться подальше от любых ситуаций, способных вызвать такую реакцию. Другими словами, ребенок начинает бояться физиологических симптомов страха.

Посмотрите видео (всего 1 мин)

Физиологические симптомы страха увеличивают тревогу и страх еще и потому, что влияют на успеваемость.

  • Тревожное поведение.

Когда мы рассматриваем не только тревожные мысли, но и их неприятные физиологические ощущения, становится понятно, почему дети так себя ведут.

Детские страхи – как от них избавиться

5 шагов

  1. Шаг 1: ставим цель. Четко обозначьте, чего Вы хотите достичь.
  2. Шаг 2: определяем, чему предстоит научится и что важно осознать ребенку. Задавайте правильные вопросы, которые помогут ребенку рассказать, что его тревожит.
  3. Шаг 3: поощряем самостоятельность. Используйте похвалу, вознаграждение и другие приемы, чтобы поощрять проявления смелости и самостоятельности.
  4. Шаг 4: разрабатываем план. Вместе с ребенком составьте план постепенного противостояния страхам, чтобы протестировать его тревожные ожидания.
  5. Шаг 5: находим решение. Помогите ребенку научиться справляться с трудностями самостоятельно.

Шаг 1: ставим цель

Детские страхи – как с ними справиться? Все становится намного проще, если Вы указываете, что хотели бы. Поставьте цели на долгосрочный, среднесрочный, малый периоды. Начните с малого. Помогите ребенку участвовать в этом вместе с Вами.

Я рекомендую Вам начать с одной-трех целей, сосредоточившись на вещах, которые значительно влияют на жизнь ребенка. Далее проработайте их по очереди.

ставим цель

Вот несколько вопросов, которые помогут Вам в постановке целей:

  1. Что в жизни моего ребенка изменилось бы сильнее всего?
  2. Если бы мой ребенок избавился от одного страха, другие ушли бы?
  3. Помешает ли одна проблема решить другую?
  4. Какую цель легче всего достичь?

Начните с малого

Я рекомендую начать с небольших целей, позволяющих действовать спокойно и быстро получить результат.

Как только ребенок начнет справляться с ними, переходите к другим, более амбициозным.

Проблемы и их решения – детские страхи

Существует несколько причин, из-за которых бывает сложно согласовать цели с ребенком.

  1. Мой ребенок не заинтересован в преодолении тревоги и страха.

Начните с постановки собственных целей и постарайтесь работать над ними. Начните с малого, чтобы проще было добиться положительного результата. Это поможет заинтересовать Вашего ребенка и побудить его работать с Вами заодно над достижением следующей цели. Используйте похвалу и награду за решение проблем.

проблемы и их решения
  • Цели моего ребенка отличаются от моих.

Я рекомендую на первый план выдвинуть цели Вашего ребенка, поскольку мотивация к работе над чем-то важным для него будет больше.

  • У моего ребенка так много страхов, что я не знаю с чего начать.

Лучше начать с чего-то легкого: так Вы и Ваш ребенок быстро заметите прогресс, позволяющий перейти к более сложным целям.

  •  Мой ребенок склонен к повышенной тревожности, но не избегает конкретных ситуаций или вещей, поэтому трудно ставить цели, опираясь на его поведение.

Часто дети с общей тревожностью пытаются поставить цель «меньше беспокоиться».

Посмотрите видео (всего 12 мин)

Я предложила бы спросить себя и ребенка: что нового он сможет сделать, если достигнет этой цели?

Шаг 2: определяем, чему предстоит научиться и что важно осознать ребенку

Главное на этом этапе быть любознательными.

Не зацикливайтесь на чем-то одном. Нет правильных или неправильных ответов. Задавайте вопросы, слушайте, что говорит ребенок, наблюдайте за его поведением и делайте заметки.

Чего боится ребенок

Важно получить точное представление о сути страхов или опасений Вашего ребенка, о том, каких неприятностей он ожидает. Это подскажет, чему ему предстоит научиться и что понять для преодоления трудностей.

Будьте любопытными

чего боится ребенок

Важно задавать ребенку открытые вопросы

– Почему ты встревожен?

– Что тебя пугает?

– как ты думаешь, что произойдет?

– Что худшее из того, что может случиться?

То, как и когда Вы спрашиваете ребенка о его тревогах имеет огромное значение.

Вот советы, которые помогут добиться успеха:

  1. Сопереживайте.
  2. Успокойте
  3. Предполагайте
  4. Проверяйте, правильно ли Вы поняли
  5. Не бойтесь спрашивать
  6. Выберите правильный момент
  7. Разрядите обстановку или предложите награду

Самое важное

– Задавайте простые и понятные вопросы, чтобы узнать о тревожных ожиданиях ребенка.

– Убедитесь, что Вы все правильно понимаете, успокойте ребенка, проявляйте любопытство.

– Выберите подходящий момент и поговорите о страхах спокойно и с юмором.

– Зная тревожные ожидания ребенка, обсудите с ним, чему ему предстоит научиться и что важно понять.

Шаг 3: поощряем самостоятельность – детские страхи

С чего начать

поощряем самостоятельность

Первый шаг в поощрении самостоятельности ребенка – подумать, что бы он мог сделать без Вашей помощи.

Иногда полезно начать с повседневных дел. Они потребуют меньше эмоций, зато дадут ребенку ощущение, что он способен делать что-то новое, помогут почувствовать себя «взрослым», контролирующим ситуацию.

Как добиться наилучших результатов

  1. Покажите что надо делать.
  2. Демонстрируйте уверенность, веру в ребенка.
  3. Вознаграждайте ребенка за усилия
  4. Сохраняйте спокойствие
  5. Начинайте с простого
  6. Предоставляйте ребенку выбор
  7. Рассказывайте о собственных трудностях
  8. Ведите записи

Шаг 4: разрабатываем план

Основная идея этого шага – понимание того, что сопротивляясь страхам, ребенок получает новую информацию. Он может обнаружить, что боялся зря. Если же случится так, что что-то плохое действительно произойдет, ребенок сумеет с этим справится.

Посмотрите видео (всего 10 мин)

Пошаговый подход

Вам и Вашему ребенку предстоит выработать шаги к достижению конечной цели. Также необходимо определиться с наградой.

Вам и Вашему ребенку надо разбить план достижения цели на шаги. Начиная от самого простого, менее пугающего ребенка до самого сложного – конечной цели. За каждый шаг вознаграждайте ребенка. Некоторые шаги требуют тщательной подготовки. После того, как Ваш ребенок сделал шаг, надо с ним его обсудить.

Полезные вопросы, которые надо задать ребенку, после того, как он завершил этап:

  1. Что случилось?
  2. Все произошло так, как ты себе представлял?
  3. Случилось ли что-то еще? Что это было? Ты был удивлен?
  4. Как ты справился? Был ли ты удивлен тем, насколько хорошо справился с этим шагом?
  5. Что ты понял, сделав этот шаг?

Шаг 5: находим решение – детские страхи

А теперь обсудим подробнее каждый шаг.

  1. Обозначаем проблему

Первый шаг – выявление сути проблемы. Единственный способ – попросить ребенка описать ее.

  • Придумываем как можно больше вариантов решения

Ваша цель состоит в том, чтобы помочь ребенку привыкнуть к поиску решений.

Старайтесь задавать наводящие вопросы, а не предлагать готовые решения.

  • Ищем лучшее решение

Вашему ребенку необходимо научиться выбирать наилучшее решение. Для этого ему необходимо подумать о том, что произойдет и насколько выполнимым является его способ.

находим решение

После того, как Ваш ребенок обдумает возможные результаты, ему необходимо определиться, какое решение можно осуществить.

Вот вопросы, которые ему в этом помогут:

– Возможно ли это сделать?

– Попробуешь ли ты это сделать?

– Есть ли что-нибудь, что помешает тебе это сделать?

Главное, чтобы ребенок был готов что-то попробовать.

  • Принимаем решение и действуем!

Оценив возможность и последствия всех имеющихся вариантов, Ваш ребенок может выбрать лучший из них.

поощряем самостоятельность

Сначала попробуйте потренироваться или разыграйте эту ситуацию по ролям.

  • Оцениваем, как все прошло.

После того, как Ваш ребенок предпринял попытку, он получил новый опыт, который поможет снизить тревожность.

Вопросы для анализа произошедшего

– Что случилось?

– Как ты справился с ситуацией?

– Справился ли ты лучше, чем ожидал?

– Смог ли ты повлиять на ситуацию?

– Чему ты научился, реализовав свое решение?

В любом случае ребенок заслуживает похвалы за то, что попытался решить проблему.

Дополнительные стратегии 1: как справиться с беспокойством и детские страхи

Приемы, описанные здесь сосредоточены на трех основных признаках тревожного расстройства:

– оно выходит из-под контроля;

– для него не удается найти решения;

– оно часто связано с неопределенностью.

Посмотрите видео (всего 4 мин)

https://youtu.be/ds3zMAe3o0A

Чтобы взять тревогу под контроль, Вашему ребенку следует:

– ограничить время, затрачиваемое на беспокойство;

– собирать новую информацию о своих тревогах и стараться превращать беспокойство в поиск решений;

– найти способы не испытывать беспокойства из-за неопределенности.

Если Вам кажется, что ребенок тратит большую часть дня на переживания, стоит выделить ему специальное «время для беспокойства».

как справиться с беспокойством

Это фиксированный отрезок времени (ограничьте его получасом), когда ребенок может обсудить с Вами любые проблемы, которые возникли у него за день. В течение дня, если у ребенка возник страх, запишите его и продолжайте заниматься своими делами. Это не означает, что ребенка надо игнорировать. Отвлеките его. Попробуйте, например, вовлечь его в игру, требующей концентрации внимания. Если Вы в дороге, заключите пари, сколько красных машин он увидит. Если Вы дома, найдите для ребенка работу, которая ему понравится и увлечет его.

Дополнительные стратегии 2: как справиться с физиологическими симптомами тревоги.

Часто дети не знают, что те или иные симптомы на самом деле вызваны тревогой. Они жалуются на боли в животе, головные боли, жар и тому подобное и думают, что заболели.

Ребенку будет полезно узнать что:

– эти симптомы не опасны;

– они будут проходить сами по себе;

– их можно контролировать при необходимости.

«Физиологические симптомы не надо лечить. Они сами уйдут, когда у ребенка измениться образ мыслей.». Таким образом, здесь надо снижать тревогу и страхи ребенка. Например, переключением фокуса внимания.

Взрослые и детские страхи

Если родители думают о мире с тревогой, то и ребенок может начать воспринимать его так же.

взрослые и детские страхи

Поэтому, вместо того, чтобы пытаться скрыть свои страхи, используйте их как возможность показать хороший пример. Подумайте, каким из Ваших страхов уместно поделиться с ребенком и покажите ему на себе, как можно применять описанный метод.

Иногда родители не могут справиться с определенным страхом. В этом случае попробуйте вовлечь кого-то еще.

Следите за собой – если у Вас избегающее поведение, то такое же поведение будет и у ребенка. Поэтому разберитесь со своими страхами, моно по данному методу, если не получается, обратитесь за помощью к профессиональному психологу.

Дальше просто не останавливайтесь! Требуется настойчивость, чтобы продолжать двигаться к цели. Обычно вся работа занимает около двух месяцев. Но не обязательно цели достигаются полностью. Если это и так – всегда находятся новые, всегда есть к чему стремиться.

– Продолжайте практиковать приобретенные навыки.

– Работайте над достижением новых целей.

– Используйте эти навыки для преодоления проблем.

– Поощряйте себя за проделанную работу и достигнутый прогресс.

Помните, не существует безвыходных ситуаций, из любой ситуации всегда есть выход. Вы всегда можете обратиться к психологу по телефону:

8(903)507-88-35 или добавиться по этому телефону в Вацап и написать мне.

Успехов Вам и Вашему ребенку!

Советую почитать статью Как бросить пить самостоятельно

Ирина
клинический психолог, кандидат психологических наук
Задать вопрос

Поделиться с друзьями
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Психолог Ирина Доброва-Соловьева. Выход есть
Добавить комментарий

[player id='6520'] [sc_embed_player fileurl="URL OF THE MP3 FILE"] src [ audio src=» » ] [flipbook pdf="http://yourwebsite.com/yourdocument.pdf"]